Когда десять дней назад 10 тыс. 870 страниц нового трехлетнего бюджета, упакованные в 31 коробку, поступили в Госдуму, представители парламентского большинства, даже не успев вскрыть тару, стали наперебой расхваливать ее содержимое. Они увлеченно рассказывали, как здорово и радостно будут выполняться все социальные гарантии, модернизироваться экономика, обеспечиваться безопасность, перевооружаться армия. При этом особо отмечалось, что страна будет гораздо меньше зависеть от пресловутой нефтяной иглы. Однако когда первые восторги поутихли, выяснилось, что подготовка к сдаче этой иглы в утиль явно преждевременна. Мало того, неплохо бы ее как-то заострить, поскольку наш главный бюджетный инструмент может порядком затупиться.
Проект трехлетнего бюджета исходит из того, что в 2012 году нефть марки Urals будет стоить 100 долларов за баррель. В этом случае ВВП РФ вырастет на 3,7%. Если в 2013 году за бочку будут давать 97 «зеленых», наша экономика прибавит 4%. На 2014 год заложена нефтяная цена на уровне 101 доллара и экономический рост на 4,6%. Вчера и.о. министра финансов Антон Силуанов сообщил, что ждет страну уже в будущем году, если «наше все» окажется дешевле, чем планируется. По его словам, при цене в 93 доллара за баррель бюджет еще будет сбалансированным, но в Резервный фонд не удастся направить ни рубля. Если она упадет до 90 долларов, дефицит составит 2,5% ВВП, а если до 60 – 5,4%. Таковы итоги стресс-тестирования, которое провел Минфин.
И.о. министра признал: если в ближайшие три года цены на нефть будут резко снижаться, «мы не сможем увеличивать средства, направляемые в Резервный фонд, а наоборот будем тратить Резервный фонд». «Если такая, не дай бог, ситуация произойдет, будем реально работать над бюджетом, над параметрами бюджета», – пообещал он. И если это случится, под нож, который чиновник изящно назвал «оптимизацией расходов», попадут прежде всего вновь начатые программы. Что касается финансирования дефицита бюджета, то его планируется осуществлять «преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности», по мере сил уменьшая ненефтегазовый дефицит с 11% ВВП в 2012 году до 9,1% в 2014-м.
Между тем с затыканием бюджетной дыры могут возникнуть серьезные проблемы. Когда документ еще обсуждался в правительстве, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, говоря о худшем сценарии на будущий год (60 долларов за баррель нефти), даже произнесла забытое слово «секвестр». Отметив, что у России еще есть резерв по объему заимствований, она вынуждена была признать: условия получения займов для страны при таком развитии событий резко ухудшатся. В самом деле, деньги нам дают, когда нефть дорогая – знают, что расплатимся. А когда дешевая, охотников рисковать значительно меньше. Да и г-н Силуанов вчера согласился: ситуация на внешних рынках сейчас такова, что привлечь с них свободные средства достаточно сложно, а брать деньги на внутреннем опасно, потому что может не остаться денег для инвестирования в экономику.
Что касается средств от приватизации, то, сообщила тогда г-жа Нестеренко, ресурсы есть, но «стоимость имущества и возможность нам получить как можно больше доходов тоже уменьшается». Вместе с тем, успокоила она, говорить о секвестре «можно только тогда, когда все ресурсы исполнены, то есть мы не можем ничего заимствовать, ничего продать, у нас нет средств в Резервном фонде и в Фонде национального благосостояния». Возможна такая ситуация? Маловероятна, но возможна, утверждают серьезные экономисты.
Это косвенно подтвердил и Банк России в разработанном им проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшие три года. В нем в отличие от бюджета, который исходит из неких усредненных условий, прописаны три варианта. И каждый из них зависит, разумеется, от того, сколько будет стоит бочка нефти. При цене до 75 долларов за баррель в будущем году экономика вырастет на 3,3%, а нетто- отток частного капитала из страны составит 15 млрд. долларов. Если за баррель будут давать около 100 долларов, ВВП увеличится на 3,7%, и отток будет нулевым. При нефтяной цене до 125 «зеленых» рост ожидается на уровне 4,7% на фоне притока 10 млрд. По версии ЦБ, обвала не будет ни в коем случае. Но какова истинная цена этих расчетов, можно судить хотя бы по тому, что регулятор, выдав на прошлой неделе прогноз по оттоку капитала до конца года на уровне 36 млрд. долларов, чуть ли не на следующий день обнаружил, что из страны за девять месяцев уже успели убежать почти 50 млрд.
Словом, куда ни кинь – опять игла. Жаль, конечно, что мы так и не успели насладиться благами модернизации, объявленной президентом Медведевым. В то, что до весны на ее полях что-то вырастет, верится слабо – главе государства предстоит исполнить поручение привести к победе партию, в которой он не состоит, а это требует полной концентрации сил и времени. А дальше будет другая должность и другие задания. Возможно, и цели будут переформулированы, и названия. Ведь были уже и структурная перестройка экономики, и приоритетные национальные проекты, теперь вот модернизация. При этом и те, кто провозглашал новые планы, и те, кто восторженно их принимал, внимательно следили: а почем у нас нынче баррель Urals. Говорят, Дмитрий Анатольевич – везучий. При нем наши и хоккейное мировое золото выиграли, и футбольную европейскую бронзу. И цена нефти достигала исторического рекорда. Если удача его не покинет и на посту премьера, мы, даст бог, будем увязывать развитие нашей экономики со 150 долларами за баррель. А может быть, и 200. И тогда уж точно что-нибудь модернизируем.
Михаил КРЮЧКОВ, редактор отдела политики и экономики «НИ»
www.civitas.ru