Представитель Главной военной прокуратуры (ГВП) объявил вчера, что военная полиция в армии вряд ли начнет функционировать ранее 2012 года, хотя министр обороны Сердюков обещал, что это произойдет уже в 2011 году. Структура должна расследовать все происшествия в войсках, в первую очередь проявления дедовщины. Тем временем правозащитники собирают подписи под открытым обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой вовсе отменить военный призыв.
Заместитель начальника управления ГВП по надзору за следствием и дознанием Борис Хубиев заявил, что специально созданная межведомственная группа разрабатывает законодательную базу для создания в российской армии военной полиции. Предполагается, что ее сотрудники будут расследовать все происшествия в войсках, в первую очередь проявления дедовщины. Господин Хубиев уточнил, что первое время новая структура будет функционировать в воинских частях как комендантская служба. Указ о создании службы, которая должна заниматься правопорядком в армии, президент Дмитрий Медведев подписал в августе этого года. Однако, по словам господина Хубиева, правовой статус военной полиции еще не определен.
Предполагалось, что военная полиция заработает в 2012 году, однако летом министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что "существуют все предпосылки" для создания полиции уже в конце 2011 года. Господин Хубиев в четверг дал понять, что прогноз министра обороны может и не сбыться. "К сожалению, военная полиция — это дальняя перспектива",— заметил он.
По данным ГВП, только с начала 2011 года в армии зафиксировано более 1,5 тыс. случаев дедовщины — и это несмотря на то, что в вооруженных силах остались только молодые люди, призванные на год. За это же время в армии произошло 120 самоубийств. Ответственный секретарь Комитета солдатских матерей России Валентина Мельникова считает эти данные "близкими к истине", однако, по ее мнению, военная полиция не будет эффективной до тех пор, пока армия полностью не станет контрактной и профессиональной. Она напомнила, что первые попытки создать военную полицию были предприняты еще в начале 90-х годов ХХ века, однако тогда разработчики законопроекта так и не смогли договориться о том, кто будет финансировать и контролировать ее. "Пока не будет профессиональной армии и не будет принят Госдумой закон о военной полиции, в котором будут определены правовые полномочия данной структуры, говорить об эффективности создающихся органов военной полиции рано",— подчеркнула госпожа Мельникова.
Тем временем 22 правозащитные организации из разных регионов России обратились с открытым письмом к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Обращение подписали представители общества "Мемориал", организации "Материнское право", правозащитники из Пскова, Хабаровска, Нижнего Новгорода и других городов. Оно касается инцидента с призывником Русланом Айдерхановым, призванным в воинскую часть N55062 в Свердловской области. Он был найден повешенным за пределами части. Правозащитники считают, что это не было самоубийством. Односельчане Руслана Айдерханова из Челябинской области объявили, что останавливают осенний призыв до окончания расследования. "В рамках призывной кампании исправить положение дел невозможно. Мы требуем отмены обязательного призыва или его приостановки до выработки законодательства, защищающего призывников в соответствии с международными актами о защите прав человека",— говорится в письме.
Андрей Козенко
www.civitas.ru